»нтервью Week & Star с Ќиком ѕерумовым

»нтервью Week & Star с Ќиком ѕерумовым

9 сент€бр€ гостем программы Week & Star стал культовый российский писатель-фантаст Ќик ѕерумов. ќн получил известность после выхода романа «√ибель богов». Ќик создал целую вселенную «ћир ”пор€доченного», в которой происходит действие его книг. „итай интервью Ќика ниже или подписывайс€ на подкаст дл€ iOS или Android

 

јлександр √енерозов: ¬сем известно – фантастика описывает воображаемые миры. Ќо дл€ большинства людей маги, эльфы и прочие жители фантастических вселенных, куда ближе и пон€тнее, чем, скажем, вполне реальные индийцы-ваорани. ƒрузь€, мы сегодн€ на ≈вропе ѕлюс встречаем самого, что ни на есть, насто€щего творца вселенной, досконально описанной в его книгах, − писател€, одного из столпов современной российской фантастики, а также молекул€рного биолога и биофизика! Ќик ѕерумов на ≈вропе ѕлюс! «дравствуйте, Ќиколай! » привет, всем-всем, кто с нами сейчас!

Ќик ѕерумов: «дравствуйте, и тоже передаю привет всем, кто слышит!

јлександр √енерозов: ¬ы приехали в ћоскву дл€ того, чтобы презентовать вашу новую книгу. ≈сть ваша вселенна€ описанна€, и есть вселенна€ ваших читателей, поклонников.  асаемо второй этой вселенной, как она мен€етс€ год от года, с вашей точки зрени€?

Ќик ѕерумов: —тановитс€, с одной стороны, старше, с другой стороны, моложе. ” мен€ много осталось читателей, которые со мной уже четверть века, с момента выхода самой первой моей книги. ¬ декабре будем отмечать 25 лет работы, юбилей. » очень много читателей, которые так и остались, прошли со мной через все ревущие 90-е, через сытые нулевые, через санкционные дес€тые. ¬от все остаютс€ с нами, с одной стороны. ј с другой стороны, все врем€ приходит новый читатель, приходит молодой читатель, и он, конечно, другой. ќн жестче, он решительнее, он говорит: «’ватит рефлексии, давай действовать!» Ќаверно, в 90-е годы, когда € начинал, был запрос именно на камо гр€деши – куда идем. ѕоэтому мои герои погружались в длительные размышлени€ о судьбах мира, вселенной и своем месте в них. ј сейчас более молодое поколение говорит: нужно и думать, и делать. ¬ этом, наверно, их главное отличие.

јлександр √енерозов: ј вот эта вселенна€ ваших читателей, она относитс€ к вселенной «”пор€доченного»?

Ќик ѕерумов: ѕоскольку наша планета, как € считаю, существует, как часть моей сказочной вселенной, то конечно. » естественно, эта вселенна€ читателей, она, в свою очередь, оказывает воздействие на вселенную сказочную, ибо € всю жизнь считал, считаю и буду считать, что автор без читател€ это не автор, а, не знаю даже кто. я по образованию не литератор. я никогда не принадлежал к так называемой большой литературе, и всегда считал, что мое дело рассказать интересную хорошую историю. » пока у мен€ есть читатели, € буду это делать. » читатель, он во многом сам формирует эту вселенную именно своим ответом, своей реакцией на книги. я очень далек от мысли, что, помните, как говорил Ќезнайка: «Ќедоросли они до моей музыки», да? » € считаю, что читатель не то, что всегда прав, как покупатель, нет. ≈го мысли всегда важны и их игнорировать – глубоко неправильно.

јлександр √енерозов: ¬аша нова€ книга носит название «ќрел и ƒракон».  ¬ы вместе с издательством «Ёксмо» представили ее буквально вчера на книжной €рмарке. ѕо сути, это финальна€ часть метацикла «√ибель Ѕогов». ‘инал это обозначает завершение? ¬сЄ?  онец?

Ќик ѕерумов: ѕравильнее будет сказать, предпоследн€€ книга, седьма€. Ќо, вы правы, да, это финал. ‘инал огромного труда, над которым € работал уже четверть века и, действительно, большинство моих читателей, они как раз выросли на книгах этого метацикла. Ќо никака€ истори€ не может т€нутьс€ бесконечно, и любой читатель от этого устанет.


 

јлександр √енерозов: Ќе боитесь попасть в тиски  онан ƒойла, который воскрешал Ўерлока?

Ќик ѕерумов: Ќа самом деле, да, это как раз тот самый случай, когда автор сам не пон€л глубину и величие собственного гени€, € имею в виду  онан ƒойла, конечно. я считаю, что читател€ надо слушать, и нужно к нему, если не идти у него на поводу, то, во вс€ком случае, принимать его мнение во внимание.

јлександр √енерозов: ƒавайте еще коснемс€ вашей вселенной «”пор€доченное». Ќапомню тем, кто не знает, это название вселенной, в которой происходит действие большинства книг Ќика. ќна, по существу, столь же безгранична, как и та, которую исследуют астрофизики и философы исследуют?

Ќик ѕерумов:  ак инженер-физик по образованию, могу сказать, что наша наблюдаема€ вселенна€ не бесконечна, есть горизонт событий, есть возраст вселенной, есть ее примерный диаметр. » точно так же со сказочной вселенной, ведь, на самом деле, она только называетс€ сказочной, а € старалс€ соответствовать в ней физическим законам. » просто € их облекал в такую сказочную форму. Ќапример, фиолетовое смещение, которым будет характеризоватьс€ спектр дальних галактик, € персонифицировал это сжатие. я превратил его в мифологическое существо, которое у мен€ обитает, оно, конечно, страшное и довольно непри€тное, поскольку пожирает ткань реальности. Ќо оно с физической точки зрени€ абсолютно реальное, реалистичное. “о есть это просто олицетворение процесса. ¬озможно, так действовали античные греки, когда они обожествл€ли и одушевл€ли силы природы.

јлександр √енерозов: —мотрите, мы упоминали население фантастических книг – маги, эльфы, орки, гномы. ј почему, на ваш взгл€д, именно эти существа, из многообрази€ всего человеческого фольклора, получили признание? Ёто феномен “олкина все-таки?

Ќик ѕерумов: ћне кажетс€, что, да. „то все-таки у нас в —оветском —оюзе, € не знаю почему, этой литературы не было. Ѕыли сказки советских писателей и, в лучшем случае, это как у √убарева в « оролевстве кривых зеркал», там советский пионер, пионерка или пионерки попадали в сказочное царство и наводили, как бы устраивали там социалистическую революцию. я очень примитивно и грубо сейчас излагаю.  онечно, слушатели со стажем мен€ поправ€т. “ем не менее, это, в общем, было так. » поэтому мы зачитывали до ды𠫬олшебника изумрудного города» и «”рфина ƒжюса» ¬олковского.

јлександр √енерозов:  отора€ €вл€етс€ всего лишь адаптацией и к тому же политической сатирой, как оказалось.

Ќик ѕерумов: Ќет, это только «¬олшебник», все-таки, «”рфин ƒжюс» это оригинальна€ книга, поэтому она считаетс€ лучшей, пожалуй, в цикле. Ќо вот почему-то именно такой литературной сказки у нас не было. –азве что Ўукшин напишет «ƒо третьих петухов», допустим. ј в јнглии, в английской литературе существовала очень давн€€ традици€ именно этих мифологических существ. » “олкин, по сути дела, вз€л этот эпос, вз€л эти мифы и превратил их, облек их в литературную форму, естественно, прекрасно и гениально. ” нас эта книга произвела эффект разорвавшейс€ бомбы и задала культурный тренд, закодировала вот это движение.

» после этого как бы, знаете, как в шахматных фигурах, как изобрели в »ндии, если € не ошибаюсь, эту игру, так и остаютс€ эти черные и белые фигуры, этот набор, это поле. Ќо при этом до сих пор в эту игру играют. ћногообразие вариантов огромно, и шахматы даже и не думают умирать. ¬ этом смысле € бы немножко уподобил именно фэнтези с гномами, гоблинами и драконами, которые есть отражение разных черт человеческой натуры, вот таким шахматам, литературным шахматам.

јлександр √енерозов:  то в этой ситуации один игрок, и кто другой?

Ќик ѕерумов: ƒа, один автор, другой читатель. ƒругого игрока не может быть.

јлександр √енерозов: ѕомимо “олкина были писатели, которых сейчас просто никто не помнит, и они писали приблизительно на ту же тему, но не стали попул€рными?

Ќик ѕерумов: ƒа. ¬ы знаете, было. »мена этих авторов € сейчас не буду перечисл€ть, упом€нув, скажем, о Ћорде ƒансени. Ёто рубеж XX века. Ѕыли предтечи, были авторы, которые писали в этом жанре, которые это разрабатывали. ѕоэтому, собственно говор€, перва€ книга “олкина «’оббит», оно так хорошо легло и так хорошо пошло. Ёто традици€ английской литературы. ≈сли мы посмотрим, у нас ведь тоже очень во многом наша детска€ литература, это что? «ћэри ѕоппинс», «ѕитер ѕен», «¬инни ѕух».

јлександр √енерозов: ќни очень классно русифицированы.

Ќик ѕерумов: ќни русифицированы, да.

јлександр √енерозов: Ќо не их не воспринимают все равно, как можно «ћэри ѕоппинс» без јндрейченко восприн€ть?

Ќик ѕерумов: Ќо, тем не менее, это вот оттуда пришло. » это ни хорошо, и ни плохо, это просто есть. ѕока русска€ литература вгл€дывалась в бездны сознани€ и задавалась вопросом «тварь ли € дрожаща€ или право имею?», английска€ литература творила эти миры, которые они успешно сейчас монетизировали и превратили в средство своего продвижени€. ѕоэтому у нас, да, “олкин, это была вершина пирамиды, он сто€л тоже на плечах множества других, и вместе с ним были, и после него породилось, это просто колоссальный феномен этой литературы. ќн, по сути дела, создал этот жанр, примерно, как √овард создал « онана-¬арвара» и понеслось!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ѕубликаци€ от Sergey Kanaev (@kadetkanaev)

 

јлександр √енерозов: Ќик ѕерумов, а дл€ олдскульных товарищей капитан ”ртханг на ≈вропе ѕлюс! ¬рем€ дл€ блица – короткие вопросы, ответы же принимаю абсолютно в любом формате. ¬аш субъективный пьедестал мировой фантастики, кто на нем из авторов стоит с медал€ми и надпис€ми на этих медал€х «всех времен и народов»?

Ќик ѕерумов: “олкин, —тругацкие, —апковский.

јлександр √енерозов: ƒвоих-то € угадал. ƒарите ли вы идеи книг коллегам по цеху, или, наоборот?  ак, знаете, «–евизор», известна€ истори€, ѕушкин подарил √оголю.

Ќик ѕерумов: ƒа. „естно, не припомню, но за свои идеи и за их приоритет никогда не цепл€лс€, и никогда даже не следил. ѕоэтому, может быть, что-то и пошло в люди. —ам заимствовать не привык, но некоторые идеи, действительно, нос€тс€ в воздухе, поэтому бывает так, что, может быть, кака€-то мысль приходила в умные головы и одновременно.

јлександр √енерозов: Ќе с точки зрени€ астрофизики, а в вашем личном воспри€тии, жизнь на ћарсе, а если там ее нет, то жизнь во вселенной, друга€, кроме человеческой, существует?

Ќик ѕерумов: Ѕесспорно.  ак биолог, € могу сказать, что абсолютно точно.

јлександр √енерозов: ј человечество в целом, тупеет? ≈сть така€ точка зрени€, что...

Ќик ѕерумов: Ёлита стала менее заметна, поэтому, кажетс€, что тупеет. Ќа самом деле, просто голос огромного количества тех, кого раньше слышно не было, стал благодар€ интернету очень заметен.

јлександр √енерозов: »нтересна€ точка зрени€. ¬ один день с вами, то есть 21 но€бр€, родились такие люди, как Ѕьорк, √олди ’оун, ’арольд –эмис, ћихаил √лузский.  роме даты, на ваш взгл€д, что-то объедин€т вас всех?

Ќик ѕерумов: я могу только сказать, что € всегда очень любил смотреть на игру √лузского, считал его великим актером, вернее, считаю великим актером, актеры не умирают, да? ј вот с остальными, наверно, все-таки нет.

јлександр √енерозов: «“ака€ фантастика не интересна», – сказал Ќик ѕерумов. ¬о-первых, мог ли сказать это Ќик ѕерумов?

Ќик ѕерумов: ƒа, бесспорно.

јлександр √енерозов: » осталось вы€снить, про какую фантастику именно?

Ќик ѕерумов: ћне не интересна фантастика, котора€ пессимистична.  отора€ говорит: все плохо, будет еще хуже. “о есть дистопии, которые вроде, не знаю, уже избитого всеми копытами ќлдоса ’аксли, все вот «скотные дворы», «1984», и все прочее, € считаю, это, при всей их мировой славе, € в данном случае как тот прапорщик, иду не в ногу.

јлександр √енерозов: —ин€€ и красна€ таблетка, пилюли, как правильно назвать, те, которые Ќео выбирал...

Ќик ѕерумов: ƒа, € понимаю, «ћатрица».

јлександр √енерозов: ѕредлагаю вам выбор этот совершить.

Ќик ѕерумов: Ёто не совсем правильный вопрос, прежде всего, потому, что дл€ нас это абстракци€. Ёто умственна€ игра. ¬ то врем€ как дл€ Ќео это был, действительно, выбор между жизнью и смертью в буквальном смысле слова. ћы не находимс€ в его положении, поэтому можем позволить себе играть. ѕоэтому € бы сказал так: ни та, и ни друга€. “о есть € просто не стал бы делать этот выбор.

јлександр √енерозов: ѕрин€то. » всем предлагаем отправитьс€ в путешествие на машине времени. ѕросто то врем€ и то место, где бы вам хотелось оказатьс€ с какой-то целью. Ќе об€зательно навсегда, а, может, навсегда.

Ќик ѕерумов: јбсолютно точно знаю, где мне бы хотелось оказатьс€, − €нварь 1837 года, „ерна€ речка.

јлександр √енерозов: ј что, вы бы там запустили альтернативную историю?

Ќик ѕерумов: ƒа, это именно, мне кажетс€, одна из тех и многих роковых событий, которые повли€ли очень-очень сильно на весь век XIX и век XX.

јлександр √енерозов: ¬от так легко и просто мы запустили вместе с Ќиком сейчас альтернативную историю, в которой ѕушкин выживает на €нварской дуэли на „Єрной речке.

»нтересно говорить с творцом вселенной, и нам не нужно искать бозон ’иггса, а можно просто спросить у вас, как зарождалась «”пор€доченное»? —начала вы придумали, а потом написали, или вы ее создавали по кирпичику из каждой книги?

Ќик ѕерумов: » так, и так будет верно. ѕервым, не знаю, кирпичом было то, от чего € оттолкнулс€. ¬се мы стоим на плечах гигантов, и в данном случае, это у мен€ была стать€, знаменита€ стать€ астрофизика  озырева «¬ечно молода€ вселенна€». ќн утверждал, что звезды не сжигают никакого горючего, ни €дерного, ни какого-то еще, а преобразуют врем€ в энергию тепла и света. Ёта теори€ давным-давно подвергнута справедливой критике и, можно так сказать, развенчана. Ќо мен€ тогда захватил масштаб его именно такой поэтической фантазии, поэтического воображени€.

ѕредставьте себе, вечно молода€ вселенна€, бессмертные звезды, которые трансформируютс€, но не умирают. –астут, развиваютс€, потом взрываютс€, потом сжимаютс€ вновь и оживают снова. » снова живут. » так без конца. » вот этот образ не столько научный, сколько поэтический, он со мной осталс€ навсегда. Ёто, действительно, тот цементный блок, от которого € оттолкнулс€. » мо€ вселенна€ «”пор€доченное», она развивалась вместе с книгами. ¬ чем-то мен€лась, что-то уходило, что-то приходило, как вс€кий живой организм.

јлександр √енерозов: ¬ каком случае рождаетс€ конкретна€ книга? ¬се равно должен с самого начала быть пон€тен полностью сюжетный ход, или есть какое-то зерно, от которого начало расти, и не об€зательно оно линейно от начала к концу?

Ќик ѕерумов: ≈сть зерно, есть кака€-то картинка, которую вы видите, и от которой начинаете раскручивать свою историю. —амое главное, это именно истори€, которую € рассказываю. » она в течение книги может мен€тьс€. —южет может обратитьс€ чуть ли не в полную свою противоположность. √ерои могут делать то, чего вы от них никак не ожидаете, поскольку логика характера, она сильнее произвола автора. » когда автор насилует именно логику характера, то сразу же видно, это портит книгу.

јлександр √енерозов: ¬ы долгое врем€ совмещали писательскую работу с научной. », во-первых, правильна€ ли у мен€ информаци€, что вы, в том числе, и молекул€рный биолог?

Ќик ѕерумов: ƒа, правильна€. Ёто по образованию € инженер-физик, специализаци€ биофизика. «анималс€ молекул€рной биологией, клинической иммунологией, молекул€рной в попул€рном приложении.

јлександр √енерозов: я, просто, с какой еще точки зрени€ хотел расспросить вас. ¬о времена, когда все шарахаютс€ от слова √ћќ, когда бо€тс€ исследовать свою природу, бо€тс€ роботов, биороботов, не име€ ни малейшего представлени€, в общем-то, что такое, не знаю, в конце концов, клонирование, да?  то знает из тех, кто боитс€, да?

Ќик ѕерумов: Ќу да, термин.

јлександр √енерозов: Ќе кажетс€ ли вам, что это своеобразный предохранительный клапан человечества?

Ќик ѕерумов: “о, что вы сказали, это очень, действительно, интересна€ теори€.  ак коллективное бессознательное действует через такие, на самом деле, на первый взгл€д, «мракобесные» механизмы, действительно, говор€т нам: осторожнее, не перегните палку, подождите, исследуйте это как следует. » хот€, допустим, тот же √MO – генетически модифицированные организмы, это вроде как абсолютно блага€ цель, ну, подумаешь! ј клонирование, ну, клонированием занимаютс€ много-много лет, и это изначально означает отнюдь не овечек ƒолли и не воспроизведение организмов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ѕубликаци€ от Mary Tkalich (@mamaria_td)

 

јлександр √енерозов: —мотрите, писатель-фантаст. Ќет ли какой-то надзадачи, такой морализаторской в обществе, лишенном догм? Ќу, конечно, никто нас не лишил догм, но вроде бы как мы от них избавились. » в этой ситуации, по крайней мере, те же —тругацкие, почему-то они лезут все в голову, они, действительно, давали определенные морально-этические опоры человеку, который ни на что другое не опираетс€.

Ќик ѕерумов: —тругацкие, конечно, работали в абсолютно другой среде, и у них все-таки очень заметно вот это непри€тие действительности, от которой они пытались уйти, пытались сформулировать какие-то моральные догмы, новые, € бы сказал. Ќо, в основном, это догмы «не навреди» именно.

ј сейчас в обществе, когда, действительно, рухнули догмы, которые и не должны были бы рушитьс€, догмы, которые обеспечивают биологическое выживание человечества, как вида, что мне, как биологу, оп€ть же, очень близко. ћожет быть, фантастика, действительно, служит таким ограничительным каким-то предохранительным клапаном. Ќо, действительно, она предупреждала, но вот, как € сказал, € не люблю дистопии, € не люблю антиутопии, потому что, в основном, это когда авторы лом€тс€ в открытую дверь и говор€т, условно, что газовые камеры, концлагер€, это плохо. Ќо мы и знаем, что это плохо. Ёто мы уже знали без вс€кой фантастики.

ј когда идет просто запугивание тем, что мы не очень понимаем, когда говор€т, что неведомое – это плохо. —корее, нужно исследовать это неведомое, и, действительно, использовать свою голову, мозги и образование. Ќо, к сожалению, сейчас наступила эра сериалов, и эра такой серьезной научной фантастики, котора€ длилась где-то с 50-х по 90-е, она закончилась, к сожалению.

јлександр √енерозов: ј с фантастикой не заканчиваетс€ сам жанр книги?

Ќик ѕерумов: “еоретически возможно все. “о есть любые жанры хороши, кроме скучного. Ќо все-таки способность рассказать историю, она достаточно ограничена. ƒалеко все-таки не все владеют вот этой способностью рассказывать историю, котора€ будет интересна многим. — каждым может случитьс€ интересный случай.  аждый может рассказать интересную, забавную, страшную, не знаю, поучительную байку. Ќо делать это посто€нно, тут уже, конечно, несколько сложнее. ѕоэтому € не хочу говорить, что с книгой будет все прекрасно и замечательно. ¬озможно, она сменит формат. ¬озможно, что это будет и 20 строчек каждый день в соцсети. ¬озможно, что это будет аудио, не знаю, ролик, в котором автор читает то, что он придумал за день. я уже сказал, что € не воспринимаю этот формат, и мне нужен текст. я абсолютно уверен, что такие люди, как €, мне подобные, это не олдтаймеры, как мы с вами. ќни, может быть, по молодости кто-то и любит играть в эту игру, но потом ты все равно приходишь к осознанию, что текст ты творишь сам, даже чита€ чужой текст, ты все равно дл€ себ€ его творишь сам. ј видео – это то, что, как € сказал, за теб€ разжевали и вложили тебе в голову.

јлександр √енерозов: “ридцать шеста€ в этом году, и перва€ осенн€€ недел€ 2018 года заканчиваетс€ совсем скоро. √л€нем на то, чем она нам запомнитс€, и сделаем это вместе с нашим гостем Ќиком ѕерумовым на ≈вропе ѕлюс! » вот стоп-кадр є1 – на нЄм коуч “они –оббинс и сумма, собранна€ за выступление в «ќлимпийском» – 800 млн рублей за мотивационный спич. „то-то в этом, как мне кажетс€, неправильное, не находите?

Ќик ѕерумов: Ќет, ненормально. “о есть так, € бы сказал, каждый делает бизнес, как он может. ≈сли у человека есть продукт, который он смог продать...

јлександр √енерозов: ¬опрос не к “они –оббинсу, а вопрос к тем, кто пришел.

Ќик ѕерумов: ƒа, вопрос тем, кто пришел. ≈стественно, не знаю, кака€ нужна мотиваци€, и в жизни никаких мотивационных спикеров не слушал, не слушаю, и слушать не буду. —лава Ѕогу, мне хватает своей внутренней мотивации. Ќо очевидно, это какие-то костыли, наверно, которые кому-то нужны. » если эти костыли кому-то помогли, то мастер, который их сделал, очевидно, совершил благое дело. ’от€ у мен€ это вызывает только грустное удивление, что такому количеству людей потребовалось выслушивать какие-то мотивации, не знаю. ћотиваци€ к чему хот€ бы, там? Ќа что он мотивировал?

јлександр √енерозов: —топ-кадр є2, и на нЄм наш, или не совсем наш, или совсем не наш Ўорт-трекист ¬иктор јн прощаетс€ с –оссией, завершив на не очень, конечно, веселой ноте свою спортивную карьеру. ћен€ царапнуло не то, что с карьерой у него какие-то дела пошли, а то, что можно просто вз€ть гражданство, помен€ть его, когда нужно дл€ карьеры, и потом оп€ть уехать и с другим уже гражданством. я что-то, может быть, не понимаю, Ќиколай?

Ќик ѕерумов: ƒл€ нас, бесспорно, дл€ нас с вами, да...

јлександр √енерозов: ћы имперцы просто.

Ќик ѕерумов: ћы, нет, мы русские люди, дл€ нас верность, действительно, флагу и почве, где бы мы ни жили, остаетс€ непреход€щей ценностью. ј дл€ людей, тем более дл€ профессионального атлета, это не более чем инструмент, который абсолютно ничего не значит дл€ него.  ак говоритс€, ничего личного, просто бизнес.

јлександр √енерозов: —топ-кадр є3. Ќа нем российские космонавты, которые не стали слушать начальника экспедиции на ћ —, об€занности которого сейчас выполн€ет американский астронавт, а вз€ли просто и сами починили корабль «—оюз», с которого утекал воздух сквозь микроскопическое отверстие. » как-то мне в этом видитс€ тень сложных отношений. ¬ы, как писатель, смогли бы из этой микроистории с микроотверстием, через которое вытекал воздух, прокачать хороший сюжет?  ак писатель вы скажите.

Ќик ѕерумов: Ѕесспорно, как писатель, € бы легко раскрутил этот конфликт, вплоть, не знаю, до рукоприкладства, и так далее, хот€ рукоприкладство в невесомости, как мы понимаем, весьма проблематично.

јлександр √енерозов: ¬аш прогноз − останетс€ это какой-то любопытной такой тенью что ли, с которой...

Ќик ѕерумов: я хочу верить, что останетс€ именно инцидентом. Ќо боюсь, что это только перва€ ласточка.

јлександр √енерозов: ¬опрос из нашей группы в «ќдноклассниках». јлексей спрашивает, где, кроме ћосквы, можно вас встретить, чтобы подписать книгу?

Ќик ѕерумов: ¬от только что отработали мы ћосковскую книжную €рмарку. ј в понедельник уже 10 сент€бр€ в 19:00 в ѕитере, родном моем городе, в ѕетербурге, в «Ѕуквоеде» на Ќевском. ¬ 19:00 € буду представл€ть свою новую книгу «ќрел и ƒракон».

јлександр √енерозов:  нига выходит в бумажном виде.  ак скоро она по€витс€ в электронном?

Ќик ѕерумов: „ерез мес€ц примерно она по€витс€ в электронном виде, потому что, к сожалению, нужно отбивать деньги, нужно продавать тираж, а пираты не дремлют.

јлександр √енерозов:  аково ваше воззрение на эту проблему?  онечно, как писатель, дл€ вас это...

Ќик ѕерумов: Ёто просто, да, убивает вообще весь наш писательский бизнес.

јлександр √енерозов: » никакого тут романтического флЄра в итоге нет?

Ќик ѕерумов: Ќет, романтического флЄра нет. Ёто обычные, достаточно циничные дельцы, которые зарабатывают на рекламе, на трафике, просто вору€ чужой контент и выставл€€ его как бы от себ€. Ќо у нас выработалась, к сожалению, культура его потреблени€. Ќевозможно это запретить, невозможно это победить запретами, хот€ это нужно запрещать, конечно. Ќо самое главное, должна быть привычка – ты платишь за то, чем пользуешьс€.

јлександр √енерозов: —егодн€ воскресенье, день легкий и при€тный. ј вот понедельники никто не любит. «наете ли вы, как сделать понедельник чуть-чуть полегче, Ќиколай?

Ќик ѕерумов: –ецепт один – хороша€ книга с утра!

јлександр √енерозов: Ќиколай, спасибо огромное за то, что нашли возможность прийти к нам. ћы всегда рады вам и будем с нетерпением ждать новой книги. ƒрузь€, легендарный писатель Ќик ѕерумов провел свой воскресный вечер с нами на радио є1 в –оссии – на ≈вропе ѕлюс!

я же, јлександр √енерозов и Week & Star, прощаемс€ с вами до следующего воскресень€. ѕока!

Ќик ѕерумов: ƒо свидани€.

≈вропа ѕлюс
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
ѕр€мой эфир
√ромкость
ƒругие станции
≈вропа ѕлюс
ѕерейти на сайт
—ейчас в эфире:
...
...
ƒругие станции
ќсновной эфир
≈вропа ѕлюс
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
TOP 40
≈вропа ѕлюс / TOP 40
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
TOP 40
Party
≈вропа ѕлюс / Party
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
Party
LIGHT
≈вропа ѕлюс / LIGHT
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
LIGHT
NEW
≈вропа ѕлюс / NEW
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
NEW
Urban
≈вропа ѕлюс / Urban
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
Urban
јкустика
≈вропа ѕлюс / јкустика
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
јкустика
ResiDANCE
≈вропа ѕлюс / ResiDANCE
—аундтрек твоей субботней ночи!
ResiDANCE
ќсновной эфир
–адио 7 на семи холмах
ќтличные песни одна за другой!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
Ќастроение любить
–адио 7 на семи холмах / Ќастроение любить
Ќастроение любить!
Ќастроение любить
Ќастроение счасть€
–адио 7 на семи холмах / Ќастроение счасть€
Ќастроение счасть€!
Ќастроение счасть€
Ќаедине с музыкой
–адио 7 на семи холмах / Ќаедине с музыкой
Ќаедине с музыкой!
Ќаедине с музыкой
ќсновной эфир
ƒорожное –адио
¬месте в пути!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
“анцы по-русски
ƒорожное –адио / “анцы по-русски
ƒискотека с доставкой на дом!
“анцы по-русски
–ок-клуб
ƒорожное –адио / –ок-клуб
–ок-клуб
–ок-клуб
Ќостальги€
ƒорожное –адио / Ќостальги€
Ќостальги€
Ќостальги€
ќсновной эфир
Ќовое –адио
—уперхиты. —уперновинки
ќсновной эфир
ќсновной эфир
–етро FM
Ћучша€ музыка 70х, 80х, 90х!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
–етро FM 70e
–етро FM / –етро FM 70e
Ћучша€ музыка 70х!
–етро FM 70e
–етро FM 80e
–етро FM / –етро FM 80e
Ћучша€ музыка 80х!
–етро FM 80e
–етро FM 90e
–етро FM / –етро FM 90e
Ћучша€ музыка 90х!
–етро FM 90e
¬ечеринка –етро FM
–етро FM / ¬ечеринка –етро FM
“анцуют все!
¬ечеринка –етро FM
–етро FM —ан-–емо
–етро FM / –етро FM —ан-–емо
–етро FM —ан-–емо!
–етро FM —ан-–емо
ќсновной эфир
Ёльдорадио
¬ы слушаете ЂЁльдорадиої
ќсновной эфир
 екс
ƒорожное –адио /  екс
ѕривет, 90-е!
 екс
—вежее
≈вропа ѕлюс / —вежее
—амые сочные русские новинки!
—вежее
ќсновной эфир
Studio 21
Hip-hop radio
ќсновной эфир
ќсновной эфир
 алина  расна€
ћузыка русской души!
ќсновной эфир